Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э.

(Аристотель. Афинская политúя. 2-3)

Трактат Аристотеля «Государственное устройство афинян» («Афинская Политúя») является важнейшим источником по истории образования Афинского государства. До конца XIX в. его считали потеряннымэ. Он был обнаружен в Египте среди найденных в песках греческих папирусов и впервые опубликован в 1891.

2. После этого[1] в течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. (2) Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелáтами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э. в руках немногих.[2] При этом, если эти бедняки не отда­вали арендной платы, можно было увести в кабалу и их са­мих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной каба­лой вплоть до времени Солона. Он первый сделался простáтом народа. Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недово­лен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

3. Порядок древнего государственного устройства, суще­ствовавшего до Драконта, был следующий. На высшие долж­ности выбирали по благородству происхождения и по Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э. богат­ству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. (2) Важнейшими и пер­выми по времени из должностей были царь, полемарх и ар­хонт. Из них первой была должность царя, она была унасле­дованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона, когда наступили затруднительные обстоятельства. (3) Послед­ней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медóнте, а некоторые - что при Акáсте. В доказательство последние ссылаются на то, что девять ар­хонтов клянутся давать присягу таким же Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э. порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодрúды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту.[3] Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается ни какими из дел, унаследованных от отцов, как царь и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи рас­ширена дополнительными обязанностями. (4) Что же касает­ся фесмофéтов, то они были избраны много лет Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э. спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. (5) Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за дру­гой...

Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное рассле­дование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов. (6) Наконец, совет ареопагúтов,[4] хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большин­ством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э. объясняется тем, что выбор архонтов производился по благород­ству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты...


documentavnejbd.html
documentavneqll.html
documentavnexvt.html
documentavnffgb.html
documentavnfmqj.html
Документ Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э.